Гаджет — черное зеркало души

Гаджет — черное зеркало души

Гаджет — черное зеркало души

Black Mirror


Добро пожаловать в мир, где развитие технологий достигло таких высот, что уже не нужно прощаться с умершими близкими. Достаточно загрузить их цифровую имитацию, где загробная жизнь превращается в вечный праздник благодаря оцифровке сознания, где не приходится беспокоиться даже о приготовлении кофе и тостов по утрам, так как все это может сделать умная копия твоего собственного интеллекта. Именно с такой вселенной зрителей знакомит феноменальный научно-фантастический сериал «Черное зеркало» (Black Mirror), автором которого является наблюдательный и остроумный британский сатирик Чарли Брукер. Примечательно, что созданный им мир не какая-то гротескная фантазия писателя-технофоба. Мы, помешанные на своих гаджетах, социальных сетях и модных приложениях, уже в нем живем. Если высокие технологии — наркотики XXI века, то Чарли Брукер поднимает вопрос об их побочных эффектах. Пользователи все положили на алтарь Интернета. Для нас больше нет расстояний, а общаться можно даже с людьми из других уголков планеты, но, с другой стороны, все, чем мы занимаемся в свободное время, — злобный троллинг, приводящий к ужасным последствиям. Научные достижения делают нашу жизнь комфортнее и безопаснее, а порой и продлевают ее, но что на самом деле остается от личности, переведенной в двоичный код? Даже сильные мира сего не способны укрыться от красивого, манящего и дружелюбного черного зеркала нашей повседневности — оно висит на стене каждой квартиры и помещается в ладони каждого человека, отражая все людские пороки и страхи… Помимо актуальной и крайне наболевшей темы, которая буквально витает в воздухе, вдохновленное такими мощными, но подзабытыми телешоу, как «Непридуманные истории» (Tales of the Unexpected) и «Сумеречная зона» (The Twilight Zone), «Черное зеркало» также обладает нестандартным и весьма удобным для просмотра форматом. Это антология, но истории в ней укладываются не в рамки сезона, а ограничиваются одной серией. Эпизоды в проекте Брукера не связаны ни местом и временем действия, ни актерским составом, ни даже стилем исполнения. Единственным общим для них остается посыл о том, как технологии влияют на отношения людей и их восприятие окружающей действительности. Более того, каждая серия — это урок, который даже при отсутствии душного морализаторства оставляет одинаковое послевкусие — опустошение и желание задуматься над тем, что на самом деле является важным в жизни. Дабы этот язвительный, полный мрачной сатиры и тонкого британского юмора урок лучше усвоился сериаломанами, Чарли Брукер и его команда авторов используют различные кинематографические жанры. Так, очередная экскурсия в зазеркалье оборачивается то постапокалиптическим триллером, то военной драмой, то политическим памфлетом, даже хоррором и мелодрамой. При этом может показаться, что сценаристы рассматривают некое далекое или альтернативное будущее. Все потому, что их до мелочей продуманные технологии удивительны и нереальны. Это и встраиваемый в мозг чип, позволяющий в деталях запоминать каждое событие, и устройство под названием «Куки», также имплантируемое в голову, чтобы скопировать и воспроизвести все мозговые процессы носителя. Однако, несмотря на схожесть с фантастическими идеями романов культовых антиутопистов Рэя Брэдбери, Олдоса Хаксли и Эрнеста Клайна, создатели «Черного зеркала» брали за основу своих сюжетов каждодневные происшествия из нашего с вами мира. Например, в серии “Государственный гимн” («The National Anthem») британский премьер-министр под давлением общественного мнения вынужден заниматься непристойностями в прямом эфире. Эта история навеяна реальными наблюдениями Чарли Брукера за поведением политиков, выставляющих себя на посмешище ради рейтингов и идущих на поводу у публики. Жуткая в своей реалистичности серия “Белый медведь” («White Bear»), где преследуемую маньяком девушку снимает толпа зевак, пришла в голову автору благодаря людям, снимавшим последствия восстания в Ливии и выставленное напоказ тело Муаммара Каддафи. И в реальности, и в сериале они ведут себя, будто туристы, фотографирующие достопримечательности, или словно кровожадные вуайеристы, жаждущие хлеба и зрелищ. «Это было похоже на фильм “Рассвет Мертвецов” за тем исключением, что зрители не поедали плоть, как зомби, а просто снимали. Я подумал: “Если бы в наше время существовал ритуал “плетеный человек”*, то все бы тоже снимали это на свои телефоны, не так ли?”. Они бы стояли вокруг до самого конца со своими смартфонами, в то время как костер горел бы и горел», — сказал в одном из интервью Чарли. Что касается эпизода “Момент для Уолдо” (The Waldo Moment), в котором избиратели голосуют за анимированного персонажа, то его вообще можно считать пророческим, если проводить параллели с недавними выборами в США. Да и большинство рассматриваемых в шоу ситуаций — шантаж с помощью веб-камер, система рейтингов в соцсетях, хэштеги как орудие общественного самосуда и незащищенность информации в Сети — знакомые нам, но доведенные до абсурда реалии. А от этого становится еще страшнее. Воплощать эти гипертрофированные задумки в жизнь Чарли Брукеру помогает команда талантливых, имеющих богатый опыт работы на ТВ сценаристов. Поскольку хорошая будоражащая история — залог успеха «Черного зеркала», то именно от их труда зависела ошеломительная популярность этого проекта во всем мире. К написанию сюжетов приложили руку номинант на премию «Оскар» Джесси Армстронг («В петле»), Конни Хак и Кристофер Моррис («Натан Барли»/Nathan Barley). Отказать себе в удовольствии снять эпизод «Черного зеркала» не смогли как маститые, так и только набирающие вес в кинематографической среде постановщики. За кадром свои таланты проявили режиссеры Оуэн Харрис («Плохие»/Misfits), Карл Тиббеттс («Люди»/Humans), Отто Баферст («Острые козырьки»/Peaky Blinders), Эрос Лин («Сорвиголова»/Daredevil), Дэн Трахтенберг («Кловерфилд, 10»), Якоб Вербрюгген («Падение»/The Fall) и небезызвестный Джо Райт («Искупление», «Гордость и предубеждение»). От участия в съемках сериала, который почти наверняка станет одним из самых яркий отражений своего времени среди всех современных телешоу, не смогли отказаться и многие звезды больших и маленьких экранов. Причем если сначала проект был камерным и базировался лишь на британской почве, то постепенно он захватил умы деятелей культуры, ученых, политиков, журналистов и простых зрителей по обе стороны океана. А уж когда в ряды его поклонников записался сам Стивен Кинг, это стало сигналом для актеров скорее подавать заявления на кастинг. В актерском составе «Черного зеркала» оказались Рори Киннер («Бульварные ужасы»/Penny Dreadful), Джессика Браун-Финдли («Аббатство Даунтон»/Downton Abbey), Тоби Кеббелл («Варкрафт», «Планета обезьян: Революция»), Хейли Этвелл («Агент Картер»/Agent Carter), Донал Глисон («Из машины», «Звездные войны: Пробуждение силы»), Джон Хэмм («Безумцы»/Mad Men, «Записки юного врача»/A Young Doctor's Notebook), Брайс Даллас Ховард («Мир Юрского периода»), Гугу Эмбата-Ро («Контакт»/Touch), Рейф Сполл («Жизнь Пи»), Таппенс Мидлтон («Война и мир»/War & Peace), Джером Флинн и Фэй Марсей («Игра престолов»/Game of Thrones). И это далеко не полный список хорошо знакомых заядлым кино- и сериаломанам актеров, которых можно увидеть в «Черном зеркале». Из-за своей злободневности «Черное зеркало» определенно можно считать сериалом-вехой. Происходящее на экране заставляет улыбнуться и покрыться мурашками от любопытства и возбуждения, интригует, затягивает и вынуждает ерзать на краешке стула, а затем внушает чувство тревоги, откровенно пугает и оставляет зрителя совершенно опустошенным, выбитым из колеи. И все же это не шоу о луддизме и технофобии, не параноидальный призыв срочно выкинуть свои смартфоны и удалить профили из соцсетей. Скорее это повод задуматься о том, как неправильно мы обращаемся с дарами цивилизации и как даже самые полезные приспособления превращаем в оружие против себе подобных. Не стоит бояться отражения в черных зеркалах, которые мы носим у себя в карманах, но стоит поразмыслить, прежде чем ставить две звездочки водителям Uber или выводить в тренды твиттера очередную бессмысленную акцию. Как сказала одна из сценаристов шоу Рашида Джонс, правда в том, что семена для всех историй “Черного зеркала” уже посеяны нами. Сериал просто показывает, как они прорастают… * — ритуал, согласно которому друиды использовали сделанную из ивовых прутьев клетку в форме человека, сжигая ее вместе с запертыми там людьми, осужденными за преступления или предназначенными в жертву богам.
Теги:

Рейтинг





Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера